Иван колокол. Интересные факты о самой высокой колокольне россии

  • Многие столетия колокольня Ивана Великого была самым высоким строением Москвы .
  • Посетители могут посмотреть на звонницу с 22 колоколами , самый древний из которых был отлит в 1501 году, а вес самого большого колокола 64 тонны.
  • Чтобы посмотреть на исторический центр Москвы с высоты 25 метров, можно подняться на смотровую площадку колокольни.
  • Колокольный звон (а его стоит послушать) звучит на Пасху и в другие православные праздники.
  • Колокольня ‒ это еще и музей , в котором представлены фрагменты древнего каменного декора и скульптуры из кремлевских дворцов.

На протяжении столетий колокольня Ивана Великого, расположенная на Соборной площади Кремля, являлась главной высотной доминантой Москвы. Ее стройный силуэт сразу бросается в глаза при взгляде на кремлевскую панораму. Свой окончательный вид колокольня получила в начале XVII в. при царе Борисе Годунове: в годы его правления она была надстроена до высоты 81 метра и стала общей колокольней для всего храмового комплекса Соборной площади. Всего на колокольне Ивана Великого и звоннице находятся 22 колокола, древнейший из которых — Медведь — был отлит в 1501 году. В летний период можно подняться на смотровую галерею на высоте 25 метров, а также осмотреть колокола и музейную экспозицию, посвященную истории архитектуры Кремля. Звонница колокольни также служит выставочной площадкой, ее экспозиции относятся к разным странам и эпохам и регулярно обновляются.

История храма и колокольни

Колокольня по замыслу является церковью св. Иоанна Лествичника, построенной в 1508 г. и освященной в честь небесного покр овителя царя Ивана III (отсюда и ее название – «Иван Великий»). Св. Иоанн Лествичник (VI век н.э.) известен как автор «Лествицы райской» — сочинения о пути духовного очищения и восхождения души к Богу. Автором проекта колокольни стал итальянский зодчий Бон Фрязин. Он сохранил замысел первого, деревянного храма-колокольни, стоявшего на этом месте с XIV века и создал новую каменную колокольню с пространством для совершения служб. Бон Фрязин был хорошо знаком со строительством башнеобразных зданий, поскольку в средневековой Италии были широко распространены кампаниллы – отдельно стоящие колокольни.

В 1532-1543 гг. итальянский зодчий Петрок Малый пристроил к колокольне звонницу. В наши дни на ней висит самый большой из действующих колоколов Москвы – Успенский, весом 64 тонны. В XVII в. была создана Филаретовская пристройка (по имени патриарха, отца Михаила Романова), которая является отличным образцом архитектуры своего времени.

В 1600 г. зодчему по имени Федор Конь удалось органично дополнить композицию и надстроить колокольню, не нарушив замысла Бон Фрязина. Заказчик — царь Борис Годунов — захотел утвердить свое имя, украсив на века Кремль. И надо сказать, имя свое он утвердил в буквальном смысле: под куполом колокольни была сделана надпись, сохранившаяся до сих пор: « Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их». Это уникальный пример того, как надпись может играть важную роль в формировании композиции здания.

Архитектура «Ивана Великого»

Здание получилось очень стройным: вытянутые восьмичастные объемы сужаются кверху и визуально облегчены аркада ми на уровне площадок для звона. Колокольня состоит из трех ярусов, толщина стен которых доходит до 5 м. Верхний ярус переходит в круглый барабан, который декорирован поясом красивых кокошников с ложными окнами-нишами. Стоит постройка на фундаменте из белого камня, который опирается на большое количество деревянных свай. В общей сложности, колокольня уходит под землю на 6 метров.

Значение колокольни

Колокольня Ивана Великого долгое время оставалась самым высоким зданием в Москве. Когда ближайший сподвижник Александр Меньшиков построил церковь Архангела Гавриила высотой в 84,4 метра (то есть на 3 метра выше), это вызвало недовольство москвичей. Поэтому, когда в Меньшикову башню попал а молния, и ее верхняя деревянная часть сгорела, все сочли это божьей карой за покушение на авторитет кремлевской святыни. С колокольни и сейчас открывается прекрасный вид на исторический центр Москвы. В прошлые века, когда застройка не была такой высотной и плотной, с верхней точки колокольни, куда ведут 429 ступеней, вид открывался на 30 километров, что делало ее ключевым дозорным пунктом города. Известно, что на колокольню поднимались поэты и .

И, конечно, помимо стратегического оборонительного значения, Иван Великий был и остается главной московской звонницей. Именно с него звучал первый удар большого колокола, становившийся сигналом к началу звона по всей Москве в дни православных праздников. Эта традиция возобновилась в 90-е годы XX века. Теперь звон колоколов Ивана Великого можно услышать, например, в день праздника Пасхи. Впечатление на слушателей он производит огромное. Также колокольня является одним из музеев Московского Кремля: здесь собраны подлинные фрагменты древнего каменного декора и скульптуры, украшавшие в свое время кремлевские дворцы.

2016-2019 moscovery.com

Всего оценок: 15 , средняя оценка: 4,53 (из 5)

Открыть карту в новом окне

Расположение

Внутри Садового

Ближайшая станция метро

Александровский сад, Боровицкая, Охотный ряд

Адрес

Москва, Кремль, Соборная площадь

Web-сайт
Режим работы

Рабочие дни: Пн, Вт, Ср, Пт, Сб, Вс
В летний период (с 15 мая до 30 сентября): с 10.00 до 18.00. Кассы с 9.00 до 17.00
В зимний период (с 30 сентября по 15 мая) с 10.00 до 17.00. Кассы с 9.30 до 16.30
Экспозиция музея в колокольне «Иван Великий» открыта по сеансам: 10:15, 11:15, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00. Сеанс 17:00 доступен с 15 мая по 30 сентября.

Выходные дни
Стоимость билетов

От 250 руб. до 500 руб. в зависимости от категории посетителя и программы посещения. Фото- и видеосъемка входит в стоимость билета (разрешены снаружи здания). В стоимость билета входит посещение всего архитектурного ансамбля Соборной площади.
Дополнительно оплачивается билет в Музей истории архитектуры Московского Кремля и смотровую галерею колокольни: 250 руб.

Правила посещения

Музеи Кремля не выдвигают специальных требований для туристов, но при посещении храмов следует помнить о православной традиции и избегать чрезмерно открытой одежды.Дети до 14 лет на смотровую площадку не допускаются, так как высота подъёма на галерею – 137 ступеней. Профессиональная фото- и видеосъемка не разрешены.

Дополнительная информация

Проводятся экскурсии на русском, английском, немецком, французском, испанском и итальянском языках. Возможность приобрести билеты онлайн.

Вам может понравиться

Галерея

Калязинская Колокольня уже давно привлекала мое внимание, но возможности прикоснуться к ее тайне никак не получалось. Даже во время прошлогодней поездки по Тверской области нам не удалось заехать в Калязин, чтобы посмотреть на затопленную церковь.

Как же прекрасно, что наши мечты сбываются! И пусть немного позже, чем нам бы этого хотелось. В этот раз нашу самостоятельную поездку на автомобиле мы решили начать именно с города Калязин. И первая достопримечательность, которую мы встретили на своем пути, был именно затонувший Никольский собор с его знаменитой колокольней.

«Велики и чудны дела твои, Господи!» Библия, Новый Завет

Но не менее чудны дела детей рода человеческого. Именно эта мысль пронзила меня, когда я впервые реально увидела возвышающийся над гладью озера крест затопленной калязинской колокольни.

Началась эта история давным-давно, ещё в 12 веке. В том месте, где река Жабна впадает в величавую Волгу было возведено оборонительное сооружение, и на его основе возник мужской монастырь в честь Николая Чудотворца. В те времена монастыри имели не только религиозно-духовное значение, но и, в основном, несли защитно-оборонительные функции.

Да, конечно, мужчины, жившие там, были монахами и молились. Но прежде всего, они были защитниками поселений на много вёрст вокруг. Под их защитой люди строили жилища, появлялись города и сёла. Так выросло поселение с названием Никола-на Жабне.

Время шло. Границы государства расширялись, и острая необходимость в обороне отпала. Никольский монастырь утратил своё оборонительное предназначение и вскоре совсем прекратил своё существование. Но на этом месте всегда стояла небольшая церковь, освященная в честь святого Николая Угодника.

В результате происходивших в этих местах войн и сражений церковь часто разрушалась, но раз за разом её упорно восстанавливали. А в 18 веке построили в Калязине на этом месте прекрасный Никольский собор.

Сейчас от него осталась только колокольня, да и то — не вся.

Необычное решение проблемы

Но давайте всё по-порядку. В 30-е годы Правительством СССР было принято решение о строительстве на этих землях водохранилища. Это должно было сделать Волгу более глубокой и широкой, а значит судоходной. И самое важное — электрификация! Стране был крайне нужен дополнительный источник электроэнергии. Для этого нужно было с помощью плотин затопить огромную, уже заселённую людьми, территорию суши.

С самого начала работы Угличской гидростанции больше половины города Калязина было затоплено. Центральная площадь города, улицы с архитектурными памятниками прошлого, собор Николая Чудотворца, Троицкий Макарьевский монастырь со всеми прилегающими к нему постройками скрылись под водой.

Остались лишь три церкви и несколько жилых домов. Да и символ города — Калязинская колокольня, её крест, одиноко и горделиво стала возвышаться над окружающим её водным пространством.

Никольская церковь в Калязине осталась в воде в качестве маяка для проплывающих по Угличскому водохранилищу судов. Изначально же, по планам строителей новой страны, она тоже должна была оказаться под водой вместе с другими историческими и культурными памятниками.

Впечатляющая история колокольни собора Николая Чудотворца

В настоящее время затопленная колокольня стоит на том месте, где когда-то был высокий берег, шумная торговая площадь, где гуляли или спешили по своим делам жители Калязина.

Колокольня, состоящая из 5 ярусов, высотой более 70 метров, была построена в 1800 году. Строили её крестьяне села Никитского, принадлежавшего тогда полковнику Ушакову.

По договору построить они обещали «согласно плану и посаду». А если в работе что-то пойдёт не так, то обязались они перестроить её за свой счёт.

Перестраивать не пришлось, работа была выполнена добротно с первого раза. И стоит колокольня уже более 200 лет, из них больше 70 лет — в воде, вопреки всем законам и правилам.

На колокольне того времени 12 колоколов создавали переливчатый перезвон, возвещая о начале богослужений. Самый большой колокол весом примерно 8 тонн отлили в 1895 году, отметив коронацию нового российского императора Николая-2.

Колокол с самого верхнего яруса планировали снять ещё в начале 30-х годов, но когда вода затопила нижний ярус колокольни, он сам, видимо под собственной тяжестью, упал вниз, на морское дно и поднять его было невозможно, а может и просто не стали этого делать.

Мифы и легенды храмов города Калязина

И теперь из поколения в поколение переходит рассказ очевидцев тех событий, когда колокол на дне Угличского моря стал звонить. Происходило это перед глобальными катастрофами. Перед началом войны с гитлеровцами, перед самыми страшными и кровопролитными битвами: битвой под Москвой, под Сталинградом, перед атомной бомбардировкой японских городов Хиросимы и Нагасаки.

Несколько раз водолазы по приказу «сверху» пытались закрепить язык колокола стальной проволокой, но это не помогло. Перед началом войны в Афганистане с участием советских воинов, колокол зазвучал снова.

После такого жуткого предупреждения затопленной церкви в Калязине бригада рабочих создала искусственный островок вокруг возвышающейся над водой башни, похоронив колокол под слоем щебня и камня. Эта легенда даже отражена в фильме «Берег», вышедшем на экраны в 1984 году.

Тайна монастырского подземелья

Ещё существует версия, даже не версия, а подтверждённый факт, о существовании подземного хода от колокольни к Макарьевскому монастырю святой Троицы. А также рассказ о том, что когда только-только произвели взрыв Троицкого монастыря, через несколько минут появился гонец с бумагой о решении Правительства сохранить обитель.

По слухам, в подземных тайниках монастыря монахи спрятали от разграбления большое количество церковной утвари: золотые чаши, кадила, богато украшенные драгоценными камнями книги и многое другое. Несколько минут промедления, и история жизни целого города могла бы пойти другим путём!

Город с затопленной колокольней: место печали и раздумий

Затонувшая церковь в Калязине была целью нашего путешествия. На калязинском берегу летом пришвартовано несколько моторных лодок, чтобы возить туристов к колокольне.

Когда вопрос с оплатой (об этом я напишу чуть ниже) был решён в нашу пользу, мы загрузились в лодку и тронулись в путь. Наш проводник-капитан рассказывал нам подробности, местные легенды и народные байки о событиях, произошедших в те давние печальные годы.

Лодочник прокатил нас с ветерком, сделав первую остановку вблизи знаменитого во всём мире космического телескопа. Он поразил нас своими гигантскими размерами, но подробнее о нём читайте в следующей статье.

Погода нам благоприятствовала. Мы двигались по водной глади водохранилища к Монастырским островам, где на месте бывшего Троицкого монастыря установлен Памятный крест. Нас окружала величественная красота первозданной природы и рукотворное творение в виде огромного водного пространства вокруг.

Но на фоне этой красоты у нас возникали мысли о печальной судьбе города, похороненного на дне. Казалось, что мы слышим звон всех 12 колоколов Калязинской колокольни Никольского собора. Вспомнили и про полностью затопленный , который оказался на дне Рыбинского водохранилища.

Через некоторое время наша лодка причалила к небольшому искусственному островку, в центре которого стоит знаменитая водная колокольня. Здесь можно было фотографировать белоснежную красавицу со всех сторон очень близко.

Двери колокольни сейчас наглухо заколочены, чтобы избежать несчастных случаев. Несколько лет назад здесь погибла девушка. В те времена, когда доступ внутрь был открыт, ребята поднимались на самую вершину, чтобы совершать прыжки с парашютом. И вот одну девушку во время прыжка подняло вверх порывом ветра, ее стропы запутались вокруг креста, и ее ветром болтало и разбивало о стены. Когда ее удалось снять, девушка была мертва.

После этого случая вход внутрь запретили. Лишь несколько раз в году двери колокольни открывается. Это дни, когда здесь проводятся праздничные богослужения.

Искусственный островок защищает колокольню Никольского храма от волн и разрушения при ледоходе.

А в теплую летнюю погоду здесь можно искупаться на чистейшем мини-пляжике

и полюбоваться провинциальным городом Калязин.

Между прочим, на его берегах отстроено множество богатых особняков. К примеру, здесь имеет свою дачу Жириновский, Батурина и некоторые другие состоятельные люди. Частенько погостить сюда приезжает мировая знаменитость: Дольф Лундгрен. Об этом нам рассказал наш проводник, когда над нашими головами мимо колокольни пролетел частный вертолет и припарковался на площадке на территории одной из усадеб.

На искусственном острове уже сформировался свой растительный и животный мир. Племянники были счастливы поймать посреди Калязинского водохранилища в траве кузнечика. И устроили ему фотосессию.

Жизнь продолжается! Недолго постояв у полуразрушенных стен Калязинской колокольни, мы двинулись в обратный путь, который проделали в полном молчании.

Как увидеть затонувшую колокольню Никольского собора

Как добраться до острова? Нужно договориться с местными жителями, которые ждут желающих на берегу прямо напротив часовни.

На своих лодочках они организовали три вида маршрутов к затопленной колокольне для туристов:

  • самый маленький круг стоит 250 рублей, в эту цену входит просто «доставка» на остров и возврат обратно;
  • средний — 500 рублей, за эти деньги можно совершить небольшой круг на моторной лодке вокруг колокольни с огибанием дальнего монастырского острова, после чего высадиться на остров с Никольской колокольней и вернуться обратно;
  • самый большой, по полной программе: а это около 20 минут катания по реке, вокруг островов, заезд к радиотелескопу, обзор панорамы города Калязин с воды, ну и прогулка по острову — 1500 рублей с человека.

Нужно принимать во внимание, что это цена с одного человека! При этом не имеет значения 1 человек едет в лодке или четыре (как было в нашей компании). Конечно же, нам хотелось максимально посмотреть все окрестности, но умножая стоимость на 4 получалось очень дорого.

В результате переговоров, торгов и отсутствия других желающих воспользоваться услугами местных «бизнесменов» мы сговорились на цену в 3000 руб за всю нашу компанию. И эта поездка должна была включать 30 минут «покатушек» с заездом к радару и с рассказом об исторических событиях от нашего капитана.

К слову, зимой путь до колокольни можно преодолеть совершенно бесплатно: пешком по льду. 🙂

Город Калязин расположен в Тверской области, почти у самой границы с Ярославской. Добраться до него можно разными способами.

Мы ехали на машине от Москвы по Ярославскому шоссе. В районе Сергиева-Посада повернули на север в сторону Углича и Рыбинска.

Из Москвы от метро Тушинская отходят автобусы в 8 часов, в 11:30, в 14 и 18 часов. С Ярославского вокзала можно доехать поездом до Сергиева-Посада, а дальше до Калязина на микроавтобусе.

А можно из Москвы приплыть на теплоходе. Так дорога займёт больше времени, но наблюдая за окружающей красотой, вы не будете скучать. Однако, по словам местных жителей, в последнее время сюда редко заходят большие пароходы: высота воды в Угличском водохранилище сейчас сильно упала.

Вот такой познавательной, запоминающейся и немного грустной получилась моя поездка.

Вы можете посмотреть на Калязинскую колокольню Никольского собора на карте города Калязин. Координаты: 57.24373, 37.85686.

Наша долгожданная поездка в город с колокольней, стоящей в воде, состоялась 12 июля 2016 года.

И вот мы окидываем последним взглядом затонувшую колокольню и отправляемся на прогулку по . А вы готовы продолжить прогулку вместе с нами? Тогда ВПЕРЕД!

Другие достопримечательности Тверской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля является центром архитектурного ансамбля Соборной площади. Звонница образует единую композицию вместе с Филаретовской пристройкой и церковью. До начала 20 в. башня являлась самым высоким зданием в столице. Сооружение выполняло ряд важных функций. Его использовали как дозорную вышку и пожарную каланчу. В настоящее время колокольня является туристическим объектом.

Фундамент колокольни заложен на месте существовавшего в 14-15 вв. храма Иоанна Лествичника. Древняя церковь возводилась специально под колокола. По внешнему виду, она напоминала старинные армянские соборы. Внутреннее пространство было разделено на части крестообразно. Снаружи здание имело форму 8-гранника.

Алтарная часть располагалась в полукруглой апсиде, ориентированной на восток. Для колоколов было отведено место на 2 ярусе церкви. Примыкавшую к собору площадь окрестили Ивановской. На ней провозглашали указы царя и читали другие важные государственные документы. Глашатаям приходилось громко кричать, «во всю ивановскую». В начале 16 века церковь Иоанна Лествичника было решено разобрать, а на ее месте построить колокольню, в память об умершем московском князе Иване III «Великом».

История строительства Колокольни

Для руководства постройкой, невиданного на Руси по высоте сооружения, были приглашены иностранные зодчие. Проект возглавил выходец с Аппенинского полуострова, архитектор Бон Фрязин. Работы продолжались 3 года (1505-1508 гг.). Чтобы обеспечить надежное крепление башни, Фрязин распорядился вбить в ее основание дубовые сваи. Древесина дуба под воздействием грунтовых вод приобретает колоссальную прочность и надежно удерживает все строение. При этом глубина фундамента составляет не более 4,3-4,5 метров.

Кроме того, архитектор умело использовал и другие способы стабилизации сооружения:

  • металлические скрепы внутри стен из кирпича;
  • добавление яиц в связывающий раствор;
  • толстые стены нижнего яруса (до 5 м).

Изначально план предусматривал создание 2-ярусного здания. Однако в 1532 г. архитектурный ансамбль решили расширить, за счет Воскресенской церкви и колокольни. Ведение строительных работ было поручено итальянцу Петру Франческо Анибале, известному на Руси под прозванием Петрок Малой Фрязин. Он дополнил башню третьим ярусом, на котором установили гигантский колокол весом ок. 1,5 т. У великана было собственное имя «Благовестник». Для подъема внутри стен проделали лестницу.

Полная высота башни составила 81 м. Она приобрела стратегическое значение, поскольку с верхней площадки далеко просматривались окрестности столицы (на расстояние 30-40 км). Чтобы обзор не закрывался, по повелению Бориса Годунова, было запрещено возводить в Москве здания превышающие колокольню Ивана Великого. Верхнюю декоративную надстройку опоясали золоченые буквы. Надпись гласит о том, что работы по благоустройству храма велись согласно приказу Бориса Годунова и его сына Федора.

Первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович, распорядился переделать Воскресенскую церковь в Успенскую звонницу. К храму также пристроили флигель, который стали называть по имени патриарха Филарета.

В завершенном варианте архитектурный ансамбль объединяет 3 части:

  • 8-гранную башнеобразную колокольню
  • церковь со звонницей в псковско-новгородском стиле
  • флигель с шатровым навершием

Несмотря на свою высоту, колокольня визуально кажется легкой и стройной. Подобный эффект достигается за счет постепенного сужения ярусов. Верхняя часть завершается округлым барабаном, над которым возвышается луковичный позолоченный купол. В качестве декоративных архитектурных элементов выступают каменные кокошники с псевдооконными проемами.

При постройке здания использовались разные строительные материалы:

  • белый обтесанный камень – фундамент и цоколь
  • красный кирпич — основная часть сооружения

Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном

После взятия российской столицы наполеоновскими войсками, в колокольне разместилась штаб-квартира генерала Лористона. При отступлении, французы заминировали и взорвали Кремль. Полностью разрушенными оказались Филаретовская пристройка и Успенская звонница. Колокольня осталась стоять на месте, но по верхнему ярусу прошла огромная трещина.

Позолоченный крест на вершине купола Ивана Великого, москвичи считали символом царской власти. Потому Бонапарт приказал снять его. Когда французские солдаты выяснили, что в основе изделия медный сплав, а не драгоценные металлы, то бросили остатки у стен Успенского собора. На месте свергнутого креста был воздвигнут новый, выполненный из железа и покрытый позолоченными медными пластинами. Его верхнюю перекладину украсила надпись «Царь Славы».

Послевоенные восстановительные работы возглавил швейцарский архитектор Доменико Жилярди. Он руководствовался проектом, составленным зодчим Луиджи Руски. При ремонте использовали белый облицовочный камень, на вершине звонниц видоизменили декор. Главным новшеством стала перестановка купола Успенской звонницы в западную часть крыши.

Колокольня во время Великой Отечественной войны

Сразу после начала военных действий летом 1941 года в здании был организован командный пункт для воинского отделения, расположенного на территории Кремля. Он действовал с июня по сентябрь 1941 г. Для налаживания бесперебойного сообщения внутри Царь — Колокола, у подножия звонницы, был оборудован узел связи.

Реставрация разрушенных строений в послевоенное время

В начале 21 в. для реконструкции архитектурного ансамбля были задействованы специалисты компании «Реставратор-М». В ходе проведения работ они обнаружили фрагменты старинного пола (18 в.). По его образцу было положено новое покрытие.

Метод фрагментарной реставрации использовался также для сбережения подлинного вида внутристенной лестницы, дверного проема, декоративных элементов (розетки, карнизы, импосты) внутри помещения. Проведенные работы позволили оставить в неприкосновенности и продемонстрировать посетителям оригинальные образцы древнерусского зодчества.

О колоколах

В общей сложности на звоннице насчитывается 34 колокола. Среди них литейные изделия мастеров 16-19 веков. Лучшие в России набаты отливали в Москве. Самые знаменитые колокола имели собственные имена. Их было принято украшать барельефами и орнаментом. На каждом колоколе оставляли памятную надпись с указанием фамилии мастера, даты изготовления, веса.

Исходными материалами служил специальный «колокольный» сплав. В его состав входили:

  • олово
  • серебро
  • золото

Пропорции металлов устанавливал мастер. От содержания состава во многом зависело звучание звона. Со временем колокола утрачивали свою звонкость, в стенках образовывались трещины и изделие отправляли на переплавку. Для крепления колоколов на Иване Великом изначально использовали деревянные балки. В 19 веке их стали постепенно заменять более прочными, металлическими.

Успенский колокол

Колокол Ревун

Вторым по величине колоколом на Иване Великом считается Ревун или Реут. Он уступает собрату по габаритам в 2 раза –32 760 кг. Вместе с тем, это набат – патриарх. Он был изготовлен в 1622 г. прославленным российским литейщиком Андреем Чоховым.

Семисотный колокол

Вседневный или Семисотный колокол предназначался для ежедневного пользования. Он заметно уступает громогласным товарищам и весит 13071 кг. Создателем набата является И.Моторин.

Другие колокола

В зависимости от диапазона, издаваемых звуков, колокола подразделяются на 3 вида:

  • зазвонные – дискант
  • красные
  • благовестные – бас

Сочетание разного звучания создает общий гармоничный перезвон. Поэтому на колокольне поместили целый оркестр из набатов. Их распределили по 3 ярусам башни:

  1. На нижнем – Лебедь, Медведь, Широкий, Новгородский, Ростовский, Слободской.
  2. На среднем – Корсунские (3 шт.), Новый, Немчин, Безымянный, Даниловский, Марьинский, Глухой.
  3. На верхнем – Безымянные (3 шт.).

После установления советской власти колокольный звон был запрещен. В 1992 г. перезвон на Иване Великом зазвучал вновь.

Музеи колокольни

Помещение внутри Успенской звонницы переоборудовано под музей. В нем собраны старинные артефакты, с помощью которых наглядно представлена история обустройства Московского Кремля. В музейной коллекции посетители могут увидеть фрагменты существующих и уже исчезнувших построек на территории столичного детинца.

Выставочный зал служит местом для размещения передвижных экспозиций. Здесь демонстрировались подборки на темы:

  • «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле»
  • «Искусство сохранять искусство. Реставрация в Музеях Московского Кремля»
  • «Золотой век английского двора: от Генриха VIII до Карла I»
  • «Индия. Драгоценности, покорившие мир»

Колокольня Ивана Великого сегодня

Помимо объекта для посещения туристами, звонница выполняет свое основное предназначение. Ее колокола вновь зазвучали после почти 75-летнего перерыва, в честь пасхальных праздников в 1992 г. Именно на башне Ивана Великого первыми начинают звонить колокола в дни главных церковных праздников.

Прежде чем колокола заработали снова, они прошли экспертизу. Реже остальных бьют в огромный Праздничный колокол. Поскольку для работы с ним требуется несколько звонарей. Вес колокольного языка составляет 2 тыс. кг. На верхнем ярусе, расположенном на высоте 80 м, открыта смотровая площадка. Посетители могут подняться на нее в теплое время года. Однако путь в 329 ступеней необходимо преодолевать пешком.

Время работы и стоимость билетов

Музей и смотровая площадка на верхнем ярусе башни доступны для посещения исключительно в теплое время года (май-сентябрь). Состав группы не должен превышать 10 чел. Дети до 14 лет не пропускаются. Сеансы проводятся ежедневно строго по времени. Выходной день- четверг. Билеты продаются в кассе возле Кутафьей башни за 45 мин до начала экскурсии. Цена билета 250 руб.

Где находится Колокольня и как до нее добраться

Объект расположен по адресу: Соборная площадь, Кремль, Москва. Туристам рекомендуется выбирать метро для того, чтобы приехать на ближайшие к Кремлю станции:

  • Сокольническая линия – «Библиотека им. Ленина», «Охотный Ряд»
  • Серпуховско-Тимирязевская линия — «Боровицкая»
  • Арбатско-Покровская линия -«Площадь Революции»
  • Филёвская линия — «Александровский Сад»

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля на карте

Колокольня – башня с открытым ярусом (ярус звона)для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. Она располагаются, как правило, с западной стороны храма. Встроенные звонницы могут устанавливаться в барабанах глав храма. Такие храмы носят название «под колоколы».

В храмовой архитектуре известны колокольни:

    столпообразные

    шатровые

Столпообразные и шатровые колокольни бывают:

    одноярусные;

    многоярусные .

В плане колокольни разделяются на:

    квадратные;

    восьмигранные;

    круглые.

Столпообразные колокольни делятся на:

    большие (имеют высоту 40–50 метров и стоят отдельно от храмового здания);

    малые (входят обычно в комплекс храма).

Известные сейчас варианты малых колоколен отличаются местом своего расположения: либо над западным входом в церковь, либо над галереей в северо-западном углу.

Рис.а(3.11). Большая столпообразная восьмигранная колокольня Софийского собора, XVII в. Вологда;

Рис.б(3.12). Малая шатровая колокольня Иоанно-Богословский мужской монастырь, Рязанская обл,.

Наиболее распространенным типом колоколен является ставшая классической однояруснаявосьмигранная шатроваяколокольня. Особенно широкое распространение этот тип колоколен получил в XVII веке.

Изредка строились многоярусные шатровые колокольни, хотя второй ярус, расположенный над основным ярусом звона, как правило, колоколов не имел и играл декоративную роль. Количество ярусов с открытыми проемами может быть от одного до трех с высотами от пола до потолка нижнего открытого яруса не менее 4,0 м, а верхних не менее 3,0 м. Следует иметь в виду, что при размещении колоколов на нескольких ярусах колокольни появляются трудности в синхронизации действий звонарей.

Подъем на колокольню должен осуществляться по внутренней лестнице с поручнем шириной не менее 0,8 м.


Рис.а(3.13). Лестница в многоярусной колокольне Анно-Зачатьевской церкви;

Рис.б(3.14). Лестница на колокольню Храма Живоначальной Троицы в Листах.

Зво́нница – это надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Звонницы устраиваются в виде крытой площадки-галереи или стенки с одно- или многоярусными проемами для подвески колоколов на горизонтальных брусях-перекладинах, звон в которые можно производить и с уровня земли при помощи веревки.

Виды звонниц:

    стенообразные – в виде стены с проемами;

    столпообразные – башенные сооружения с многогранным основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе;

    палатного типа – прямоугольные, с крытой сводчатой аркадой, с опорами по периметру стен.


Рис.а(3.15). Звонница Успенского собора палатного типа, XVII в. Ростов Великий

Рис.б(3.16). Православный храм на острове Санторина в Греции. Стенообразная звонница

Размеры проемов определяются архитектурой колокольни (звонницы), диаметром колоколов и условиями свободного распространения звука. Для распространения звука колокольного звона на максимальное расстояние требуются максимально возможные размеры проемов колокольни. Преимущество имеют звонницы-стены, где колокола почти полностью открыты и нет препятствий для распространения звука. Однако в этом случае возникают проблемы с организацией звонарского места, защиты его от осадков.

Существуют три способа извлечения звука из колоколов:

1. Встряхивая или качая колокол. Это самый древний звон, производимый раскачиванием колокола при свободном положении языка.

2. Ударяя по нему молотом или колотушкой. В богослужении почти не используется, поскольку звукоизвлечение осуществляется посредством удара молотом от механического привода.

3. Ударяя языком в край колокола. Редко употребляемый в мировой практике звон в колокол посредством раскачивания языка при неподвижном положении колокола. Считалось, что этот вид звона в колокол существовал лишь на Руси.

Каждый из трех описанных способов требует для производства звона особых приспособлений, развески и расстановки колоколов, особой конструкции звонничных проемов и даже определяет характер колокольных сооружений(рис. 3.17;3.18).

Для управления колокольным звоном следует предусматривать звонарский помост, изготавливаемый из дерева или металлической арматуры. Он располагается на расстоянии 1,7 м от низа балки колокольни и имеет размеры в плане около 1,5 × 1 м с лестницей, поручнем высотой не менее 1,1 м, стойкой высотой до 1 м для крепления тяг подзвонных колоколов к «гребешку» и педалями для крепления тяг больших колоколов.

Рис.а(3.17). Извлечение звука из колокола путем встряхивания, процесс механизирован

Рис.б(3.18). извлечение звука ударяя языком в край колокола

Минимальное число колоколов - три: один большой и два малых, зазвонных, например, колокола весом 14, 8, 4 кг. Такой подбор из трех небольших колоколов общим весом 26 кг дает возможность развития звукоряда в дальнейшем. Чаще всего в звонах бывает 6 - 8 колоколов.

Основное правило развески колоколов - постепенное увеличение веса колоколов справа налево от звонарского помоста.

Балки для подвески малых (зазвонных весом 4 - 52 кг) и средних (весом 52 - 240 кг) колоколов следует располагать в проемах колокольни на высоте 2,5 - 2,7 м от уровня пола. Накрест лежащие балки большого сечения для подвески больших колоколов (весом 240 - 1400 кг) следует размещать внутри яруса колокольни на высоте до 3,5 м с обеспечением расстояния от уровня пола до нижнего пояса колокола не менее 2 м. Малые (зазвонные) колокола располагаются, как правило, в западном проеме колокольни у звонарского помоста, с которого звонарь должен видеть входную зону храма, в т.ч.: начало и окончание Крестного хода, подъезд архиерея. Оптимальный размер зазора между балкой и колоколом равен 45 мм.

Проемы в колокольнях должны иметь ограждения высотой 1,0 - 1,2 м, служащие для безопасности, а также крепления колокольных тяг. Ограждение проемов может быть глухим или решетчатым для увеличения размера проема и беспрепятственного распространения звука.

Рисунок 3.19. Варианты развески колоколов

На верхних закрытых ярусах колоколен возможна установка курантов с механической передачей к тягам колоколов. Применение технических средств звукоусиления колокольных звонов не рекомендуется, а применение вместо колокольных звонов технических средств звуковоспроизведения не допускается.

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1505 год
Окончание строительства: 1508 год
Архитектор: Бон Фрязин
Высота: 81 м.
Координаты: 55°45"03.3"N 37°37"05.5"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Колокольня Ивана Великого, местом расположения которой является Московский Кремль , имеет ещё одно название: церковь-колокольня Святого Иоанна Лествичника. Храм является очень древним памятником архитектуры - как и Успенский собор , его история насчитывает более чем 500 лет.

Колокольня Ивана Великого является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющая все его строения в единый ансамбль.

История Колокольни Ивана Великого в Москве: с чего все началось?

История церкви-колокольни Ивана Великого официально начинается с 1329 года, когда на месте сегодняшнего храма была построена церковь Ивана Лествичника с характерным названием «под Колокол».

Вид колокольни с Ивановской площади

Эта церковь простояла недолго - аккурат до 1505 года, и уже в том же году специально приглашенный из Италии архитектор Фрязин приступил к строительству новой церкви. Постройка новой церкви была приурочена к смерти князя Ивана III и полностью завершена в 1508 году. Москвичи диву буквально диву давались - таких высоких каменных храмов Москва , да и вся Русь ещё не видела: ведь Высота храма в самой высокой точке равнялась 81 метру.

В 1600 году Борисом Годуновым церковь Ивана Великого была основательно модернизирована - к ней был пристроен дополнительный ярус цилиндрической формы. Наверняка многим знакомо одно расхожее выражение: «во всю Ивановскую». Так вот, пошло оно именно из этих мест - рядом с храмом Ивана Великого (с его восточной стороны) была площадь, которую назвали Ивановской. Вот на этой-то площади «во всю Ивановскую» глашатаи озвучивали княжеские указы, а палачи наказывали виновных.

Вид колокольни с Соборной площади

Строительство колокольни

В 1532 году было принято решение пристроить к зданию храма Ивана великого большую колокольню. Эту задачу возложили на итальянского зодчего Петрока Малого Фрязина. Архитектор с задачей справился, пристроив к храму звонницу вместе с церковью, которую назвали в честь Воскресения Господня. В этой церкви был установлен колокол весом в тысячу пудов (более 1.5 килотонн), названный «Благовестник». Храм расположили на 3-ем ярусе всего архитектурного комплекса, причем для того, чтобы в него попасть, была сооружена специальная лестница. В начале 17 века по инициативе Михаила Романова церковь Воскресения Господня трансформируют в Успенскую звонницу. А в 30-е годы того же века в период патриаршествования отца Филарета храм Ивана Великого дополняется ещё одним строением - пристройкой с шатром из черепицы и пирамидками из белого камня. Пристройка в честь патриарха была названа Филаретовской.

Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном

Россия немало натерпелась во время захватнической наполеоновской агрессии 1812 года. И именно в это непростое время были разрушены Успенская звонница и Филаретовская пристройка. Одним из немногих строений, уцелевших в то время, была колокольня с «Благовестником».

Вид колокольни от Успенского собора

Точно известно, что французы с неё похитили купольный крест, который до сих пор так и не найден. В настоящее время на колокольне имеется другой крест - железный, восьмиконечной формы с орнаментальным покрытием в виде медных позолоченных листов. На верхней перекладине креста вырезана надпись «Царь Славы» .

Реставрация разрушенных строений в послевоенное время

Филаретовская пристройка и звонница, разрушенные французскими вандалами, были вновь отстроены только через 7 лет после окончания войны - в 1819 году. Автором проекта был назначен швейцарский архитектор, работавший в то время в Москве, Доминико Жилярди.

О колоколах на Колокольне Ивана Великого

Если назвать точное число колоколов, установленных на Филаретовской пристройке, звоннице и колокольне Ивана великого, то оно будет равно 21. В прежние времена все колокола были подвешены на балки из дерева, и только начиная с 19-го столетия все балки были заменены на металлические, причем последние - уже в 20-м веке.

Успенский колокол - самый большой из действующих колоколов во всем мире

На звоннице и Филаретовской пристройке подвешены только три колокола. Самый большой из них - Успенский, ещё называемый Праздничным. Точное значение его массы - 65 тонн 320 килограмм. Этот колокол был отлит известными мастерами-литейщиками 19 века Русиновым и Завьяловым. Успенский колокол по праву считается самым большим из реально действующих колоколов и лучшим в плане звуковых характеристик - чистоте тона и силе звука .

Колокол Ревун

Еще один большой колокол называется Реут (или Ревун), его вес в 2 раза меньше Успенского: 32 тонны 760 кг. Колокол гораздо древнее Успенского - в 1622 году Ревун отлил мастер Андрей Чехов.

Семисотный колокол

В 18 веке русским литейщиком И. Моториным был отлит ещё один колокол для колокольни Ивана Великого - Вседневный или Семисотный. Он тоже висит на Филаретовской пристройке и весит ни много ни мало 13 тонн 71 килограмм.

Конечно, он самый маленький по сравнению с предыдущими 2-мя, но в то же время такой 13-тонный колокол сразу стал бы достопримечательностью, помести его в другие города мира.

И остальные..

Оставшиеся 18 колоколов располагаются на среднем и нижним ярусах колокольни. В нижнем ярусе подвешены 6 колоков, названия которых приведены ниже:

  • 1. Лебедь
  • 2. Медведь (вседневный колокол)
  • 3. Широкий
  • 4. Новгородский
  • 5. Ростовский
  • 6. Слободский

В среднем ярусе имеется 9 колоколов. Два из них с одинаковым названием Корсунские отличаются беловатым цветом. Названия остальных семи перечислены далее:

Купола колокольни

  • 1. Новый (переименован из Успенского);
  • 2. Немчин
  • 3. Безымянный
  • 4. Даниловский
  • 5. Глухой
  • 6. Корсунский (не относящийся к ранее названным)
  • 7. Марьинский

Что касается верхнего яруса колокольни Ивана Великого, то там находятся 3 колокола без названия.

Колокольня Ивана Великого сегодня

Сегодня Колокольня Ивана Великого представляет из себя музей истории Московского Кремля . Практически весь первый этаж Успенской звонницы занимает выставочный зал, где демонстрируются памятники искусства как самого Кремля, так и привезенные из многих других музеев мира. Экспонаты отличаются разнообразием, включая такие интересные образцы как, например, панорама столицы или элементы архитектурных белокаменных сооружений, использующихся в строительном деле 14 века.